Театральный калейдоскоп

театральное интервью - Евгения Кириллова

театральный калейдоскоп
 

1. Евгения Ивановна, первый вопрос у нас традиционный.
С чего все началось? Я прочитала вашу биографию: после
окончания Горьковского педагогического института Вы поступили
в Театральное училище. Немного странная последовательность.
Расскажите, пожалуйста, об этом.


Учась в школе, занималась в школьном драмкружке, и после школы, в 16 лет, поехала
поступать в Москву во ВГИК, но не поступила, вернулась домой. Мама выслушала
эпопею о поступлении и постановила: «Получи высшее образование, а потом учись, где хочешь». Чтобы не терять год, закончила курсы медсестер и работала в школе. На следующий год поступила на историко-филологический факультет Горьковского педагогического института, где также занималась в драмкружке. После окончания института вечером работала в школе-интернате, а днем училась в Горьковском театральном училище, т.к. туда поступила. После окончания предложили остаться работать в училище преподавателем сценической речи. Так все и произошло.


2. Если прочитать сухие строчки определения, СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - одно из основных профессиональных средств выразительности актера. Но мне и посетителям сайта наверняка будет интересен краткий экскурс в историю. Ведь был древнегреческий театр, европейский, менялись времена и стили, в том числе на театральных подмостках. Как менялась со временем техника сценической речи?


Чтобы ответить на этот вопрос, надо написать большое исследование. Навыки и секреты сценической речи издавна передавались от актера к его ученику. Но, думаю, что само понятие Евгения Кириллова«сценическая речь» появилось только в ХХ веке. До этого занимались отдельно дикцией, голосом и художественным чтением. Во многих учебных заведениях за рубежом и теперь так обучают.
Больше века тому назад К.С. Станиславский проанализировал свои знания о театре и понял, что не хватает системы в обучении актера. В результате он создал уникальное основополагающее учение. Это фундамент обучения и все люди, которые увлекаются Мейерхольдом, Вахтанговым, М. Чеховым, забывают, что через них рождалась система Станиславского и они были теми людьми, через которых и проходила апробация этой системы. Они открыли еще какие-то грани этой системы, они показали, что эта дорога также бесконечна, как и любая другая дорога. Они нашли свой путь, указали другим путь поиска. Но, основоположником был Станиславский. А мы что имеем, то не очень храним и не очень ценим. Чтобы понять это, достаточно прочитать «Моя жизнь в искусстве» и «Работу актера над собой» К.С. Станиславского. Вот маленький списочек с которым хорошо бы было ознакомиться поступающему в театральное учебное заведение:
Это вышеназванные работы К.С. Станиславского, двухтомник работ В.И. Немировича-Данченко, М.А. Чехов «О технике актера», А. Эфрос «Репитиция – любовь моя», П. Брук «Пустое пространство». Не плохо ознакомиться с книгой С. Юрского «Кто держит паузу», а потом посмотреть в конец каждой из книг, где есть раздел, называемый «библиография». И там приводится список книг, которыми пользовался автор данной книги, и из них можно выбрать любую, которая заинтересует поступающего. Это уж точно не будет лишним. Вот и все.


3. Евгения Ивановна, нередко я слышу сетования, что качество преподавания сценической речи падает, а некоторые вообще утверждают, что для актера пластика важнее речи? А все-таки, “что было раньше: курица или яйцо?”

Евгения Кириллова
Когда люди идут в драматический театр, они знают, в чем его отличие от оперы, балета, пантомимы и т.д. Одним из главных выразителей смысла является слово. И какие бы яркие попытки уйти от него в драматическом театре ни предпринимались, вряд ли это удастся, разве только тогда, когда человечество научится обходиться без слова и звука. В словаре русского языка более 2000000 слов. Наверное, можно обойтись и движениями, если их также будет 2000000 – эквивалентных значениям такого количества слов.
Что касается падения уровня преподавания сценической речи, то эти сетования были всегда, т.к. предыдущие поколения уже накапливали культуру и опыт сценической речи, а молодое поколение этого опыта еще не имело. Пройдет лет 30-40, и теперешнее молодое поколение будет сетовать на следующие поколения за неимением того, что сами уже приобрели.


4. Сейчас микрофон становиться непременным атрибутом театрального спектакля. Но бывает, что сидя на галерке, у одних актеров ты слышишь даже шепот, а у других не слышишь крик. Почему?


У одних слышен шепот даже на галерке, а у других и крик не слышен по двум причинам:
1. По-разному природа одарила голосом.
2. Хочет актер, чтобы его услышали, и делает для этого все возможное, или ему все равно.


5. На форуме сайта НТУ иногда задают такие вопросы: “Если я не выговариваю букву "р", в театральный лучше не соваться? Не возьмут?” и “ Я живу в селе, у меня есть говорок, может ли это помешать при поступлении в училище?” Что бы вы ответили потенциальным абитуриентам?
 

Даже если человек не выговаривает «р», но чувствует свои способности – пусть поступает. Если его возьмут, он будет исправлять этот недостаток. В практике педагогов по сценической речи это не единичный случай. То же и с говором.


6. Евгения Ивановна, продолжая тему, мне рассказывали, что речь актера в жизни и на сцене может отличаться. Например, актриса родившаяся в деревне, в жизни говорит с небольшим говорком, а на сцене, играя Джульетту, у нее абсолютно чистая речь. Такое возможно?


Если человек не исправляет говор в жизни, он и на сцене будет с говором – не надо обольщаться. То, что он говорит на сцене чисто – будет казаться только ему одному.


7. Из собственного опыта... По делам сайта я встречалась с одним актером, он много курил и буквально разговаривал хриплым голосом, но когда на следующий день я пошла на его спектакль, хрипотца была чуть заметна. Я считаю курение очень опасной и вредной привычкой, потому что человек незаметно становится никотиновым рабом, а вот в профессии актера, для качества его речи на сцене, курение является отрицательным моментом или это не важно?


Курение особенно сильно отражается на женском голосе – стирается со временем середина диапазона и в голосе появляется сначала сипотца, а потом сип.


8. Недавно я слушала, как Алла Демидова читала “Демона” Лермонтов. Это совершенно незабываемое впечатление! Перед глазами вставали то Тамара, то Демон, накал эмоций был очень велик, а при этом на сцене стояла одна актриса и читала с пюпитра текст. Скажите, талант чтеца обусловлен, кроме актерского таланта, виртуозным владением сценической речью?


Тот или иной талант Бог дает человеку, но надо иметь инструмент для его выражения и передачи. Музыкант должен уметь играть на инструменте, художник должен уметь рисовать и владеть кисточкой, знать тонкости нанесения красок. Актер должен уметь владеть своей речью и своим телом. У него должно быть очень тонкое и точное восприятие и способы и средства для передачи этих восприятий.


9.  Утверждают, что тембр голоса дается нам природой. Но у актеров и актрис в жизни всегда очень приятные голоса. Вы их этому учите в институтах или просто люди с приятным лицом и голосом идут в актеры?


Действительно, и тембр голоса, и внешность даются природой. Но как показывает практика, и то и другое одухотворяется в процессе обучения (если обучение успешно, а это обоюдный процесс и обучающего и обучаемого). Научиться обучаться совсем непросто. Это требует усилий обучающегося прежде всего.


10. Евгения Ивановна, вы много лет преподаете сценическую речь в Санкт петербургском театральном институте. Через ваши руки прошло несколько поколений молодых людей. Пожалуйста, скажите несколько пожеланий для будущих студентов театральных училищ.


Пожелать могу одного: кто хочет – тот может. Нужно делать усилия и преодолевать страх и лень!
 

 

Специально для сайта НТУ, Ирина Гуськова.
декабрь 2008 года
Санкт-Петербург - Москва  

 

театральный калейдоскоп
Рейтинг@Mail.ru Valid XHTML 1.0 Transitional